Старый город, расположенный на правом берегу реки Нявежис, занимает 87 га, он сохранил историческую сеть улиц, основные памятники истории и искусства, а также свой культурный слой. В настоящее время в городе сохранились старинная планировка улиц, четыре торговые площади, много старинных зданий 15-19 вв. в стиле готики, ренессанса, барроко и класицизма. Просторная Рыночная площадь – и сегодня любимое место встречи горожан и проведения городских праздников.
Кедайняй был важным городом во времена великого княжества Литовского, был вторым городом после Вильнюса и слыл центром ремесленников, торговцев и представителей разных конфессий и вероисповеданий
Первое упоминание о городе Кедайняй можно найти в письменных источниках относящихся к 1732 году.
В 1590 году городу были даны Магдебургские права.
В XVI веке Кедайняй стал одним из центров распространения Реформации в Великом Княжестве Литовском. В то время активно развивалась экономика города, особенно после получения им права на корабельную торговлю по реке Нявежис. В Кедайняй приглашались лучшие ремесленники Европы, для их работы создавались наиболее благоприятные условия, в том числе освобождение от уплаты налогов.
В середине XVII века в городе поселились польские, немецкие, шотландские купцы и ремесленники. Одних шотландцев в Кедайняй было около сотни, а один из них был священником и даже читал проповеди на литовском языке.
Во времена управления Криступаса и Йонушаса Радзивиллов Кедайняй пережил свой золотой век: в городе насчитывалось 4 000 человек населения, построили шесть рынков, десять цехов ремесленников, была построена новая Ратуша и действовали храмы шести конфессий.
Например, православную церковь в Кедайняй приказал построить еще в далеком 1643 году для своей жены Марии Могилянки, исповедовавшей православие, литовский князь Януш Радзивил
В 1861 году был осуществлен план перестройки каменного дома графа Эмерика Гуттен-Чапского (1861-1904), на гербе которого было начертано: "Жизнь - Отечеству, честь - никому", в приходскую православную церковь, освященную во имя Преображения Господня.
После пожара 1893 года протоиереем Иоанном Кронштадским(1829-1908) было пожертвовано на востановление храма 1.700 руб. и, сверх этого, о. Иоанном были заказаны на Гатчинском заводе для Кедайняйской церкви 4 колокола, которые и сегодня возвещают о начале богослужений. Прихожане горды тем, что председателем попечительского совета церкви в период с 1896 по 1901 год был Ковенский предводителъ дворянства, камергер двора их императорских величеств, председатель Совета Министров и министр внутренних дел России Петр Аркадьевич Столыпин(1862-1911 , который особенно помог восстановить церковь после большого пожара в 19 веке
Интересным местом в Кедайняй было имение и генерала Тотлебена.
(Эдуард Иванович Тотлебен 1818-1884. Известнейший российский военный инженер был потомком древнего дворянского рода германского происхождения, выходцы которого в XVIII в. переселились в Россию).
Особо интересным фактом является то, как досталось ему это имение в Кейданах .
Однажды 5 января 1866 царские власти конфисковали данное имени у графа Чапского за то, что граф поддержал восстание против царских властей в 1863 г. Кроме конфискованного имения, конфискации подверглась и богатая графская библиотека, в последствии вывезенная в новую публичную библиотеку в Вильно.
В том же 1866 году, генерал- инспектору Главного Инженерного управления Э.И. Тотлебену, за его заслуги перед Отечеством царь даровал имение в Кейданах. Но Тотлебен поступил благородно по отношению к бывшему владельцу имения. После того как жена Э.И. Тотлебена Викторина получила крупное наследство после смерти своего отца, Тотлебены заплатили графу Чапскому, проживавшему в то время в Тарту, всю причитающуюся за имение сумму.
Кстати, в графское достоинство Тотлебен был возведен 5-го октября 1879 г. в день 25- летия со дня первой бомбардировки Севастополя во время Крымской войны.
Разбитый Тотлебеным парк в Кейданах был одним из красивейших в западных губерниях Российской империи и соперничал с парком графа Пашкевича в Гомеле и Лазенкским парком в Варшаве, где сейчас стоит памятник Шопену.
Вы также можете встретить этот город под названием Кейданы. Вот что пишет о Кейданах энциклопедия Брокгауза и Ефрона:
Кейданы(Caiodunum, Civitas Caiodunensis, по-жмудски Kwiedajna, по-литовски Кеdajnej) — м. Ковенской губ. и у., на р. Невяже, при впадении в нее Абели и Смильги. Первоначально здесь было значительное языческое капище Перкуна (см.), на месте которого в XV ст. крестоносцы построили католический костел. Под церковью склеп с потайным ходом к р. Невяже.
При Сигизмунде III К. сделались значительным торговым центром с обширными ярмарками. Особенно выдвинулись Кедайняй со времени перехода их с 1614 г. во владение Радзивиллов, один из которых, Ян, ревнитель протестантизма на Литве, приютил здесь реформатов Шотландии, последователей Нокса.
Христофор Радзивилл устроил в Кедайняй кальвинистское училище с богатою библиотекой; потом были здесь учреждены типографии, большие бумажные фабрики. В 1648 г. вторая жена Януша Радзивилла, православная молдавская княжна Мошла, основала в Кедайняй првсл. црк., сохранившуюся и поныне. В 1704 г. Кедайняй тщетно осаждал шведский ген. Левенгаупт. В 1710 г. здесь построен католический м-рь кармелитов, обращенный теперь в казармы.
От Радзивиллов Кедайняй перешли в собственность гр. Чапских, после 1863 г. были конфискованы правительством, а теперь принадлежат гр. Тотлебенам. В склепе обширного кейданского реформатского собора величественной архитектуры, возобновленного в 1877 г., покоится в свинцовом гробу высохший труп кн. Януша Радзивилла.
Близ Кедайняя сохранились следы развалин бывшего дворца Радзивиллов.Еще несколько церквей, синагога, приходское и народное училища, приходское лютеранское училище.
См. "Кейданский архив, 1495-1796" ("Археографич. сборник, относящ. к истории Северо-Западного края", т. VIII).
КАРТА КЕДАЙНЯЙ
|