Собор святого Петра в Риме

По мнению клюнийских монахов, «ничто в мире не слишком для Бога». Риму, столице христианского мира, предстояло стать градом преемников святого Петра. Жители города наблюдали, как возносится в небо величественный собор, призванный навеки прославить Творца… или творцов?

Игра слов: «Петр», «Петрос» (по-гречески — «камень»). «Ты камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою» — из этих слов Христа, обращенных к первому из апостолов — Петру, спустя века вырастет одно из величайших творений человеческого гения. И одно из самых волнующих, поскольку обозначит собой историческое и святое место, откуда началась земная история христианства.

Римский император Константин, провозгласивший веру в Христа государственной религией, повелел в 324 г. выстроить базилику там, где был распят апостол Петр — вниз головой по его собственному желанию, чтобы принять смерть более унизительную, чем казнь Спасителя.

Cобор Святого Петра в РимеРаскопки, проводимые по указанию римского папы Пия в XII в. в Ватиканских катакомбах, то есть в криптах между нынешним собором и остатками первого, а затем и под его полом, вскрыли христианское кладбище I в. На одной из его стен нашли греческую надпись с четырьмя первыми буквами имени «Петрос». За этой стеной в 1942 г. был обнаружен скелет мужчины примерно 70-летнего возраста. Эксперты считают, что это останки святого Петра, первого римского понтифика.

Веками никто не знал, где находится могила апостола, но люди по традиции поклонялись именно этому месту, и именно здесь Юлий II, возобновив в 1506 г. работы, начатые в 1450 г. Николаем V, велел вести их с максимально возможным размахом, чтобы утвердить престиж и могущество власти римских понтификов.

Для финансирования постройки монументального храма, задуманного как самый крупный в христианском мире, требовались колоссальные суммы. Одним из источников их поступления стала торговля незаполненными индульгенциями, продажу которых папа Лев X поручил Альбрехту Бранденбургскому. Лютер был возмущен этим и отказал Риму в доверии. Так инициатива, призванная укрепить христианскую церковь, через несколько лет привела к Реформации и последующему расколу.

Cобор Святого Петра в РимеCобор Святого Петра в Риме, известный всему миру как Сан Пьетро, еще до своего освещения в 1626 г. стал важнейшим орудием Контрреформации. Символ триумфа католической веры, он должен был поражать и размерами, и роскошью, и высочайшим художественным уровнем отделки. Площадь собора Святого Петра составляет 22 тыс. кв. м, под гигантским куполом собора Святого Петра могут находиться до 60 тыс. человек. В проектировании и строительстве собора принимали участие величайшие творцы эпохи Ренессанса: Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло.

В 1546 г. руководство работами взял на себя Микеланджело, которому в то время шел восьмой десяток. Именно согласно его проекту строительство вернулось к идее создания центрально-купольного сооружения, поэтому несущие конструкции пришлось сделать более массивными. Великий мастер успел построить барабан центрального купола, а уже сам купол собора Святого Петра после его смерти в 1564 г. возводил архитектор Джакомо делла Порта, несколько изменивший пропорции собора: купол стал более устремленным ввысь.

Cобор Святого Петра в РимеВместо четырех малых куполов, предусмотренных по проекту Микеланджело, архитектор Виньола, пришедший на смену Джакомо делла Порта, возвел два. Изменения проекта на этом не закончились, в начале XVII в. римский папа Павел V поручил архитектору Карло Мадерно пристроить к основному центрическому зданию собора трехнефную базилику.

В итоге круг замкнулся, и был осуществлен первоначальный замысел, согласно которому здание должно было в плане представлять собой католический крест. Cобор святого Петра на фото очень величественен.

Карло Мадерно возвел и фасад собора. В результате купол, скрытый фасадом, утратил свое доминирующее значение. Интерьер оформляли лучшие скульпторы и художники того времени. Идущая вдоль огромной площади Святого Петра колоннада Бернини с математически точно выверенной перспективой очень символична: это словно объятия, распахнутые всему человечеству.